bb25bdc7

Без цифр мыслей не бывает. В прошлом году жители российских регионов собрали 97 млрд. рублей на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, а по назначению использованы только около 25 млрд. рублей. Об этом говорил вице-премьер Дмитрий Козак (ссылка).

Каким образом 72 млрд. рублей остались без движения – это удел специалистов и экспертов. Причин может быть сколько угодно, но все они в любом случае, пересекаются на человеческом факторе. Можно сколько угодно ссылаться на законы и нормативную базу, но за этим всегда наши люди в чинах и должностях – инопланетяне к нам законы писать не прилетают.

Даже при усредненном показателе в 70% сборов по всей России крупные банки – они же держатели счетов по капитальному ремонту получили приличный «нежданчик». Если далее все провести по налоговому законодательству, то с  указанной  прибыли нужно платить 20%, а это более 14 млрд. рублей. С такой суммой самый раз усилить позицию государства по архисложной программе, каковой является капитальный ремонт, рассчитанный с 2014  по 2038 годы, то есть на 25 лет — а это у нас в республике и в других российских регионах.

В программе капремонта легко найти «минусы», но как их исключить или перевести в плюсы, ума не приложу. Легко обрушиться с критикой на принцип общего котла и утверждать, что эта система далека от описанн ой у Ильфа и Петрова. Это там «где утром-деньги, а вечером-стулья, вечером – деньги, утром –стулья, но деньги вперед!» Деньги, конечно, можно собрать утром или вечером, но стулья почему-то удастся заполучить через… несколько лет.

То есть, в одной пятиэтажке начинаем собирать на капитальный ремонт с этого года, а, по программе, через пять лет нам общую систему отопления приведут в порядок, через пять лет – дадут новый лифт, еще через пять —  с водой разберутся, а еще через пять — сделают красивый фасад, и все это увенчают не менее красивой кровлей. Вариации могут быть и по годам, и по очередности работ — здесь коммунальщики утверждают, что разброс по годам обусловлен такими понятиями, как межремонтный интервал и другими параметрами, в коих искушены только они.

Ладно – поверим коммунальщикам, хотя любой здравомыслящий хозяин квартиры готов и кредитное ярмо себе на шею повесить, лишь бы за один раз сделать ремонт полов, стен, кухни и санузла.  Но одно дело залезть в банковскую кабалу добровольно, когда речь о ремонте в своей квартире, а другое, когда речь идет о пыльных подвалах, сырых чердаках и вибрирующих лестничных маршах.

Если оперировать цифрами, то во Владикавказе за  двадцать пять лет собственник квартиры общей жилой площадью 50 квадратных метров при тарифе 5 рублей с одного квадрата соберет 75 тысяч рублей, но за такие деньги коренного перелома в состоянии общего имущества не произойдет. Без складчины дома не отремонтировать. А есть ли альтернатива складчине?

А теперь о собственно государственном участии в такой программе, как капитальный ремонт.  Почему бы вышеуказанную сумму в 14  и более млрд. рублей не перераспределить по регионам, чтобы на местах  деньги направить по трем направлениям, о которых будет сказано ниже.

Первое – это создание одного крупного регионального государственного предприятия, специализирующегося исключительно на капитальном ремонте, или нескольких, но уже средних предприятий. На протяжении последних лет разговоры о том, что государство не может быть эффективным собственником, своей назойливостью и предвзятостью просто достали. Всегда имею в запасе два вопроса, на которые однозначных ответов пока не услышал. Что, у нас директора частных предприятий – это исключительно выпускники Гарварда или Кембриджа? Неужели государственные предприятия возглавляли и возглавляют исключительно закоренелые троечники-гмиишники  и технические  неучи, которых за пьянки отчислили  с последнего курса «бауманки»?  Не верю! Программа капитального ремонта касается более половины  жителей страны  и республики,  и  пора эти разговоры о неэффективных собственниках прекращать. Операторами на рынке проведения капитального ремонта должны выступать государственные и частные предприятия. За первые три года кто-то обязательно уйдет с рынка, а из тех, кто останется, нужно будет сделать одну специализированную структуру и освободить ее от налога на прибыль – возможно федеральный законодатель и на это пойдет, потому как  привлекательность капитального ремонта всегда актуальна. Длительные сроки программы капитального ремонта предполагают преференции, но не сразу, а то столько дилетантов подтянется, что уголовных дел за мошенничество на всех не хватит.

remont600smirnov

Второй момент можно условно назвать «трубно-запорной, арматурно-лесной, красочно-кровельной интервенцией», которая аналогична «зерновой интервенции», это когда государство закупает у производителей большие объемы продукции, дабы упредить рост цены на муку и хлеб. В капремонте есть смысл таких интервенций – в противном случае, через пару лет, при постоянном росте цены на материалы, начиная с труб и завершая строительным лесом, придется повышать тарифы. Чем чаще повышаем, чем ниже сборы, хотя сейчас по республике они немногим выше 12%, и только Моздок вышел на 70%.  Создание приличного запаса строительных и сантехматерилов на региональном уровне  потребует складских помещений, но лучше такие расходы, нежели утомительные разъяснения о том, что оказывается,  выше инфляции может быть только… инфляция. Хватит, уже наслушались.

По всей вероятности, придется серьезно корректировать процедуру, а возможно и сам смысл тендеров.  Как при стоимости работ по ремонту системы теплоснабжения пятиэтажки в один миллион рублей, можно отремонтировать ее за 800 или 700 тысяч рублей, если цена материалов зафиксирована? Экономить на оплате труда специалистов – несусветная глупость, приводящая к браку и отторжению людей от программы. Трудовые мигранты при таком курсе рубля к доллару, в республику не торопятся, к тому же гастарбайтеру нужно будет на пальцах и посредством непечатных выражений объяснять принцип работы того же  вентиля. Если поставить себе целью экономить за счет тендеров, то обязательно выйдем на зарплату в конвертах. В конце концов, любое направление капремонта, это же не телеигра «Угадай мелодию», где песню можно угадать то ли с семи, то с пяти, а если слух и память есть, и с трех нот угадать. Ставки в этой программе сильно высоки – везде деньги людей, а других в государстве и не бывает.

А теперь о третьем, а именно о необоснованно высокой надежде на компьютерные мозги, с помощью которых составлена программа капитального ремонта. Ввели в электронном виде все нужные параметры домов, и машина нам выдала результат. Но каким бы высоким не был уровень программистов, неужели компьютер способен видеть, как будут выглядеть с дороги отремонтированные дома на проспекте Коста, когда въезжаешь в город со стороны Архонки по федеральной дороге? Может быть ремонт стоило начинать с этого района, а может лучше было начать с домов, что в 34-35 микрорайонах, а может лучше со стороны другого въезда в город, что по Иристонской? Вариантов – масса, но бездушная машина не может их выстраивать, потому как никто такой задачи перед компьютером и не ставил. Обоснованные разногласия вызывает очередность домов в программе капитального ремонта, и здесь еще предстоят ожесточенные споры, то ли ремонтировать дома по годам их постройки, начиная с очень старых и так далее, или же по порядковым номерам микрорайонов. В любом случае, компьютерная программа не застывшая догма, ее нужно постоянно менять и менять, исключительно с привлечением наших специалистов. Если были на карте Владикавказа точки и районы массовой застройки, то должны быть точки   и районы массового капремонта – вот она диалектика, без всякой натяжки.

Р.S.   А что самое печальное в программе капремонта? Достаточно поговорить с людьми, почитать газеты, пролистать интернет-страницы, придирчиво посмотреть на дома, а местами, извините, и принюхаться, чтобы понять, что во Владикавказе, наберется не меньше сотни, а то и больше домов, где уже сейчас, а не через год – два или пять нужно осушать подвал от нечистот, мягкую кровлю менять или лифт. А людям говорят, потерпите –придет время.

Тимофей Хъурхъурагов

Поделиться в соц. сетях