Вкус сезона

Самое худшее для меня, что есть во всех театрах нашей республики, это летние каникулы. Особенно, когда привыкаешь регулярно посещать спектакли, четыре месяца без них тянутся бесконечно долго. Остается только вспоминать прошедший сезон и гадать, что нового и интересного будет в следующем.

Главный редактор попросил меня назвать лучшие постановки из всех виденных мною в этом году в Северной Осетии. В первую очередь, я отмечаю для себя спектакли с интересной режиссерской работой. Второй важный показатель – насколько предлагаемый материал подходит труппе, помогает раскрыть актеров, зажечь новые звёзды. В-третьих, это, конечно, актуальность поднимаемых в пьесе проблем.

Более всего этим критериям, на мой взгляд, соответствует «Коробка конфет» по пьесе Асахмата Айларова в постановке Марата Мерденова в Осетинском театре. Ставить спектакли по современной национальной драматургии всегда сложнее. Режиссеру действительно приходится думать, искать, трактовать. В отличие от тысячи раз поставленной и переставленной классики, в случае с пьесой современного автора подсмотреть идеи негде. Возможно, именно эта «сложность» позволила Марату Мерденову в очередной раз заявить о себе.

Как можно догадаться из названия, пьеса о «нелегкой судьбе» одной коробки конфет, в которой хозяин хранил совсем не конфеты. Отправленная в подарок, как это часто бывает в Осетии, коробка начинает шествие из рук в руки. Необычно режиссер решил вопрос с декорациями. Сцена преображается прямо на глазах и эти, казалось бы, паузы, наоборот, добавляют динамики. Запомнился спектакль и прекрасным юмором. Зрители смеялись до слёз и это без намека на пошлость. Что сейчас, к сожалению, большая редкость.

Спектакль прекрасно подошел труппе Осетинского театра, в нем задействованы как любимые артисты, так и молодые актеры: Михаил Туаев, Зарема Зангиева и другие. Главные роли сыграли заслуженные артисты республики Владимир Кумалагов и Тимур Муртазов.

А в новом сезоне хочется увидеть как можно больше постановок, раскрывающих потенциал актеров. Таких, где они смогут заявить о себе. Я жду интересных работ с Казбеком Сугаевым, Владимиром Парастаевым, Зитой Лацоевой, Зауром Токаевым, Маратом Скаевым и, особенно, Тимуром Муртазовым, которого хочу увидеть в серьезной драматической (возможно даже психологической) роли.

Спектаклем с очень интересной режиссерской работой и великолепной актерской игрой, но едва ли актуальным, стал «Сон в летнюю ночь» Шекспира в постановке Казбека Джелиева в Дигорском театре. На моей памяти это был первый случай, когда спектакль закончился, а хотелось, чтобы он продолжался еще и еще. Несмотря на шекспировский текст, который на дигорском звучал сложно и не всегда понятно, несмотря на скудость бюджета постановки, происходящее на сцене вызывало восторг.

Что касается актерского состава, то благодаря этому спектаклю зажглась звезда Заура Токаева. Удивительное актерское мастерство, пластика и харизма ставит его в один ряд со многими заслуженными артистами республики. Убеждена, таких как Заур Токаев нужно сразу брать в штат и «растить». Тогда уже буквально через пару лет театр будет наполняться зрителями, которые пришли «на Токаева».

Самым же актуальным стал спектакль «Бынатмæ бырæг» («Мещанин во дворянстве») по пьесе Мольера в постановке Тамерлана Дзудцова в Юго-Осетинском драмтеатре. Удивительно точно получилось у югоосетинской труппы обрисовать происходящее в Северной Осетии. Понравилась адаптация текста Мольера к осетинскому языку, были созданы яркие образы, а в зале то и дело раздавался хохот.

Хочется, чтобы театры Северной Осетии стали больший акцент делать на злободневность пьесы. На мой взгляд, очень актуальным сейчас будет «Ревизор» Гоголя, которого сейчас не играют ни в одном театре, «Горе от ума» Грибоедова, «Король Лир» Шекспира.

Элина Сугарова

Поделиться в соц. сетях